06.02.2019

2018 год: как изменилось положение женщин в судоходной отрасли?

Начиная с прошлого века, роль женщин в мировой экономике постепенно растет. Эти изменения нескоро, но все же приходят и в судоходную отрасль, где традиционно всегда доминировали мужчины. В некоторых странах неравенства уже значительно меньше, и в этом смысле особенно отличилась Норвегия: по данным WISTA (международная организация, объединяющая женщин, участвующих в морском транспортном бизнесе и торговле), здесь женщины составляют 42% от общего числа членов советов директоров судоходных компаний. Однако для большей части мира такие показатели являются практически недостижимыми –  сообщает Safety4Sea.

Деятельность ИМО

Многое для достижения гендерного равенства сделала Международная морская организация (ИМО). В 2018 году она не только развернула активную просветительскую деятельность в отношении гендерного разнообразия в отрасли, но и приняла решение сделать «Расширение прав и возможностей женщин в морском секторе» темой Всемирного дня моря в 2019 году. Кроме того, представители организации провели несколько тренингов для женщин по вопросам управления портами, а также организовали первую Международную конференцию  женщин, занятых в рыболовной отрасли.

По решению совета организации, с 2018 года WISTA получила консультативный статус при ИМО и сможет использовать его для содействия гендерному разнообразию.

Даже Международная морская премия за 2017 год была присуждена женщине: ее обладательницей стала Биргит Соллинг Олсен (Birgit Sølling Olsen), ранее занимавшая должность заместителя генерального директора Датской морской администрации.

ETF и ECSA

Деятельность главного регулирующего органа судоходной отрасли послужила примером для других организаций:  ETF (Европейская федерация транспортников) и ECSA (Европейская ассоциация судовладельцев) решили объединить усилия по поддержке продвижения женщин в европейском судоходстве.

Совместно они запланировали несколько инициатив, среди которых:

– кампания по повышению осведомленности о возможностях карьерного роста для женщин как в море, так и на берегу, развенчивающая устаревшие представления об отрасли;

– меры, направленные на привлечение и удержание женщин в отрасли, создание на борту комфортных условий и содействие распространению на судах культуры уважительного отношения ко всем членам экипажа независимо от их пола;

– разработка гендерной политики на рабочем месте, в том числе создание учебных модулей по гендерным вопросам и по предотвращению запугивания и домогательств на рабочем месте.

Женщины на борту

Еще одним хорошим знаком, свидетельствующим об изменениях в отрасли, стало то, что в 2018 году увеличилось число женщин, занимающих на борту самую высокую должность. Так, капитанами парома «AIDAsol» компании «Red Funnel» и судна «BW GDF Suez Everett» компании «BW LNG» были назначены женщины.  А греческий паромный оператор «Hellenic Seaways» впервые в истории торгового флота страны принял в состав экипажа своего судна женщину-старшего механика.

Женщины в управлении

Во многих морских компаниях на ключевые руководящие должности также были назначены женщины:

 административный совет EMSA предложил Майю Марковчич Костелак (Maja Markovčić Kostelac) в качестве следующего исполнительного директора этой организации;

– Садан Каптаноглу (Sadan Kaptanoglu) избрана первой женщиной-президентом BIMCO, и начнет работать в этом качестве уже с июня 2019 года;

– Цюа Лей Хун (Quah Ley Hoon) с 1 января 2019 года стала генеральным директором Морской и портовой администрации Сингапура.

В целом этот год показал, что прогресс в сфере гендерного равенства в морской отрасли возможен и определенные улучшения уже есть. Тем не менее, роль женщин здесь по-прежнему невелика, и причин для этого несколько:

1. Имидж: большинство людей считает работу в отрасли тяжелой и опасной.

2. Условия труда: моряки трудятся вдали от дома, и совмещать работу и личную жизнь бывает непросто.

3. Мужское доминирование: в отрасли мало женщин, поэтому работа часто воспринимается как чисто «мужская».

Эти факторы отпугивают от работы в отрасли даже тех женщин, которые задумывались о морской карьере. Однако в целом прогресс в достижении равенства в судоходной отрасли налицо, и особенно это касается стран Евросоюза. Россия, к сожалению, подобными успехами похвастаться не может: морская отрасль здесь не только не стремится привлечь женщин, но и не принимает тех, кто уже получил соответствующее образование. Показателен случай Светланы Медведевой, которой отказали в работе моториста-рулевого в Самарском речном пассажирском предприятии (СРПП), сославшись на «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», а по результатам аттестации место моториста-рулевого в компании не соответствует санитарным требованиям по параметрам шума. Светлана подала на предприятие в суд с целью обязать СРПП создать необходимые для женщин условия труда, и несколько лет отстаивала свою правоту, в чем ее поддержала даже Организация Объединенных Наций. В конце концов, после пяти лет судебных тяжб, Светлане все же удалось отстоять свою позицию. Однако суд все равно не обязал предприятие взять женщину в штат. В Российском профессиональном союзе моряков считают, что до тех пор, пока ситуация в стране обстоит так, надеяться на преодоление гендерного неравенства не приходится.

По материалам safety4sea

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх