05.12.2018

Конвенция ПДНВ будет пересмотрена

29-30 ноября 2018 г. в Лондоне состоялось заседание Комитета по безопасности мореплавания (MSC) Международной федерации транспортных рабочих (ITF Maritime Safety Committee), в его работе приняли участие более 50 делегатов от профсоюзов моряков различных стран всех континентов. Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) представлял директор Института дополнительного профессионального образования Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С. О. Макарова Сергей Дмитриевич Айзинов.

MSC ITF ждет предложения

– На заседании комитета было обозначено несколько приоритетных  направлений деятельности ITF в ИМО в настоящее время, – рассказал Сергей Дмитриевич. – Это автономные и высокоавтоматизированные суда, индустриальный персонал – IP, пересмотр Конвенции ПДНВ и влияние человеческого фактора на безопасность мореплавания.

Что касается индустриального персонала, который может оказаться на борту судов, в ходе заседания возникло много вопросов: так, IP-работники могут быть неквалифицированными, как того требует Конвенция ПДНВ, например, в части личного выживания, оказания первой медицинской помощи, использования коллективных и индивидуальных спасательных средств и борьбы с пожарами и так далее. Поэтому MSC ITF обратился к национальным профсоюзам и администрациям флагов внести свои предложения для предварительного согласования и корректировки, и лишь потом  вынести их на рассмотрение в ИМО. Предполагается, что в ближайшее время эта тема будет обсуждаться на заседаниях Подкомитета по человеческому фактору, подготовке моряков и несении вахты, а также Комитета по безопасности мореплавания (КБМ) ИМО.

Грядет ревизия Конвенции ПДНВ

Но, пожалуй, самый острый вопрос, это грядущая ревизия Конвенции ПДНВ. Ожидается, что работа  по внесению изменений начнется уже совсем скоро, и в 2020-2023 году  она будет проведена. Новые предложения будут касаться, в частности,  новых определений уровней управления и эксплуатации в отношении электромехаников и электриков в части компетенции безопасной эксплуатации высоковольтного оборудования (operational level, management level), более четкого разграничения, кто за что должен будет отвечать в машинном отделении с учетом интенсивной цифровизации и автоматизации систем управления судном. Предполагается, что ИМО организует разработку Модельного курса  для электриков (Electro-technical ratings – ETR), чтобы показать разницу между ETR и ETO (Electro-technical officer). Соответственно будет подготовлен новый текст в Конвенцию относительно электриков и электромехаников.

В ITF ожидают грядущего пересмотра конвенции c некоторой тревогой. Как общественная организация, ITF не имеет полномочий вносить на обсуждение в ИМО документы, если они не укладываются в утвержденную КБМ ИМО повестку дня Подкомитета по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты (HTW).  Поэтому ITF обращается за поддержкой в лоббировании предложений ITF к делегациям государств флага, имеющим право на такие инициативы. На данный момент  по ряду предложений относительно планируемых корректив в Конвенцию поддержка получена от Бангладеш, Ирана и еще некоторых Администраций.

«Полиция» ИМО

Также в  рамках заседания Комитета по безопасности мореплавания было сделано сообщение о том, что в ИМО состоялось заседание рабочей группы по Port State Control (PSC). Это очень важный инструмент ИМО, нацеленный не на разработку и принятие нормативно-правовых документов, регулирующих морское судоходство, а на практическую имплементацию разработанных и принятых документов. Службы PSC можно назвать «полицией» ИМО, так как они проверяют правильность применения всех требований и инструментов ИМО, обеспечивают реализацию задуманных мер по повышению безопасности мореплавания, охраны жизни на море, а также предотвращение загрязнения.

– Есть документ ИМО – «Меры по гармонизации PSC процедур во всем мире». Это Руководство или Рекомендации, – поясняет Сергей Дмитриевич. –  Периодически они проводят концентрированные инспекции по ряду важных вопросов. PSC будет обеспечивать проверку всех сертификатов моряков на борту судов  на предмет safemanning и сертификаты, подтверждающие компетентность экипажа. Более того, планируемая  гармонизация документов и процедур региональных Меморандумов затронет согласование процедур проверки судов в регионах мира с национальными процедурами USCG. Общая цель – исключить субстандартное судоходство и упростить для экипажей процедуры проверок судов.

Губительные спасательные средства

Среди других вопросов, обсуждавшихся в рамках заседания Комитета по безопасности мореплавания: конструкции новых спасательных шлюпок, спуско-подъемных устройств и механизмов, безопасность их использования.  Особые вопросы возникают по эксплуатации свободно-падающих шлюпок, так называемых Free Fall Lifeboats (FFB).  Озабоченность вызывает тот факт, что количество судов, оснащенных FFB  растет, а подготовка моряков по покиданию судна на таком типе спасательных средств отсутствует. Учения в море тоже не проводятся из-за высокого риска получения увечий моряками вследствие конструктивных особенностей FFB, не предназначенных для многократного сбрасывания. Если так будет продолжаться и дальше, такие спасательные средства станут не life saving equipment, а life killing equipment.

Криминализация – повод для тревоги

Участники также обсудили, как  предотвратить криминализацию моряков.  С соответствующим предложением выступил Профсоюз моряков Украины. В последнее время участились инциденты, когда по самым разным обвинениям (продажа топлива, сигарет) моряки садятся за решетку. Так, в Греции за нелегальную перевозку мигрантов задержаны 200 украинских моряков, из них 24 –только в 2018 г.

– Причин роста криминализации моряков много, – поясняет С. Д. Айзинов. – Незнание законов, недостаточная кооперация профсоюзов и моряков с администрациями флага, недостатки международного законодательства.

Поэтому есть задача – разработать руководство для членов экипажей судов по предотвращению правонарушений моряками, которое, кроме прочих рекомендаций,  призвано помочь морякам сразу определить контрабандное судно и отказаться от работы на нем.

Самое сложное – правовое регулирование

Не остались без внимания участников Комитета по безопасности мореплавания новые технологические тренды – автоматизация портов, автономные суда, роботизация, создание на берегу так называемых береговых центров судового контроля  (Shore-based Ship Control Centres). По предварительным прогнозам Международного морского университета (WMU, Мальме, Швеция), возможная доля автономных судов к 2030 году составит 4% от рынка. Ожидается, что  к 2040 году  13% мирового флота будет автономным. При этом предполагается, что  автоматизация рабочих мест с заменой людей на автоматические или высокоавтоматизированные системы наиболее вероятно повлияет на low skills professions (до 80%) и гораздо меньше на  high skills (всего примерно 5%).  Автоматизация, в свою очередь, приведет к снижению операционных расходов судовладельца. Как известно, половину из них – 50% составляют расходы на экипаж.

– Для повсеместного внедрения высокоавтоматизированных судов самое сложное – это нормативно-правовая регулируемость, потом – неясность с выгодой, потом – отсутствие инфраструктуры для обслуживания таких судов, а уже потом идут высокая  стоимость и другие факторы, – сказал С. Д. Айзинов. – Также стоит обратить внимание на предположение, что динамика спроса на моряков упадет (при использовании статистических данных BIMCO И UNCNAD) на 22% из-за внедрения высокоавтоматизированных судов (HAShips) к 2040 году (с 0,5 млн до 1,5 млн человек вырастет спрос, но он будет меньше, чем если бы не было автоматизации). Особенно повлияет автоматизация на ситуацию с рядовым составом. С другой стороны, возможно, появятся новые специальности для моряков, которые сделают работу на водном транспорте более привлекательной, что привлечет в отрасль новых молодых людей.

Высокий спрос на образование

Образование, переподготовка и повышение квалификации будут пользоваться высоким спросом в связи с необходимостью адаптации людей к новым вызовам автоматизации судоходства, – к такому выводу пришли участники заседания. Международный морской университет в Мальмё выработает в рамках работы некоторые рекомендации. ИМО составит полный список изменений, которые должны быть внесены в нормативные  документы к 2020-2023 году, их внедрение возможно уже через 10-12 лет.

Из организационных вопросов: принято  решение сократить число членов MSC до 18 человек, не считая председателя, вице-председателя и постоянного представителя ITF в ИМО.

В состав MSC от РПСМ вошел С. Д.  Айзинов, который номинирован в качестве первого эксперта в Подкомитет по связи, навигации, поиску и спасанию (NCSR) и Комитет по упрощению формальностей (FAL).

Напомним, MSC является рабочим органом Секции моряков в ITF, главной его задачей является организация деятельности ITF  в Международной морской организации (ИМО), защита и продвижение интересов моряков в рабочих органах ИМО при разработке и актуализации морских конвенций и других нормативно-правовых инструментов ИМО.

↑ 

Наверх