18.06.2018

Путешествие бесплатным не бывает

В Калининградскую региональную организацию Российского профессионального союза моряков (КРО РПСМ) обратились два моряка – с разных теплоходов, но по одной причине: оба хотели досрочно списаться с  судна по заявлению, но каждый –  на основании весьма необычных обстоятельств.

В первом случае моряк решил попробовать свои силы на новом для него типе судна – землечерпалке. Видимо, дефицит в предложениях работы толкнул его на этот необдуманный шаг: перейти с сухогруза на дноуглубитель. А судовладельца  – тоже дефицит, но только в кадрах – сподвигнул на сомнительный шаг: принять человека без определённого опыта работы на подобных судах. Вскоре моряк улетел из Калининграда в Новую Зеландию, где трудился пароход, и приступил к своим обязанностям. Да только долго работать на этом судне он не стал. Причина в том, что на этом типе судов даже капитан всегда ходит в робе. А про нескончаемый поток работы для матроса и не стоит говорить.

Буквально через неделю моряк стал жаловаться на самочувствие, на неудобный матрас, на шум и так далее, причем не только капитану, а сразу во все концы, включая РПСМ. Компания за свой счет отправила его в госпиталь, на берег, где моряка обследовали и не выявили никаких нарушений здоровья, о чём соответствует и справка, выданная судовладельцу и моряку местным врачом.

Отреагировав на призыв о помощи, поступивший от моряка, утверждавшего, что условия на судне несопоставимы с жизнью, представители КРО РПСМ встретились с местными представителями судовладельца. Оказалось, что в условиях труда на судне нарушений нет – о чём представители судовладельца доказали официальными документами. Заработная плата вполне достойная, международные условия часов работы и отдыха соблюдаются неукоснительно, судно имеет весь пакет документов о соответствии, оно даже покрыто коллективным договором (правда, со стороны работников  – не аффилированный ITF профсоюз, а уполномоченные соответствующим образом действующие члены экипажа), что тоже неплохо.

Но что самое главное  – моряк здоров и годен к работе. Это подтверждает и пройденная им перед рейсом медкомиссия, и справка от врача-аборигена. Стало быть, основания для списания не было. Однако моряк всё равно хотел домой, но только так, чтобы за счёт компании и с сохранением заработной платы.

Работодатель с таким положением вещей был категорически не согласен. Ради недели работы моряка он уже заплатил за его врача, за перелёт, а также за перелёт его замене. При этом каждый такой билетик обходится в полторы тысячи евро. Другой отягощающий момент заключался в том, что моряк решил прыгнуть через голову. Он не стал пользоваться предусмотренной на судне процедурой подачи жалобы, а сразу написал в МФТ. Понятно, что такой акт не понравится любому руководителю.

Тем не менее профсоюз всё-таки попросил судовладельца рассмотреть списание этого моряка, учтя его интересы как акт доброй воли. Вдобавок напомнив, что если моряк в рейсе был травмирован, то у него возникнет право на компенсацию. Учитывая, что этот моряк в РПСМ больше не обращался, можно предположить, что вопрос решен так или иначе в его пользу.

А вот и ещё один случай списания по собственному желанию.

Моряк написал заявление на списание по причине плохого, по его мнению, состояния судна. Мол, гнилое, убитое корыто, представляет угрозу для моей жизни. На это он сослался и в обращении к работодателю. Работодатель же ответил весьма сухо, но объективно: «Судно соответствует, а вы застрахованы». Тем не менее, моряка отпустили, удержав при этом его зарплату. Но так как работал он всего ничего, этой суммы не хватило даже на самолёт, не говоря уже билетах его замены.

Сразу отметим, что судно покрыто Норвежским коллективным договором (NSA), который чётко регламентирует, что в случае досрочного списания моряка расходы за транспорт до дома оплачиваются моряком. Возможны лишь определённые уважительные ситуации, например, смерть близкого родственника. Но и в таком случае компания может оплатить часть суммы за репатриацию, а может и воздержаться. NSA также четко устанавливает, что судно, непригодное к эксплуатации, – это судно, в отношении которого вынесен органами государства флага соответствующий документ. У этого парохода все официальные проверки пройдены. 
А это значит, что личное мнение амбициозного моряка по отношению к ситуации не имеет ничего общего с реальными нормами.

В ходе профсоюз довольно часто имеет дело с подобного рода обращениями. Иногда удаётся склонить работодателя к какой-то точке зрения, выходящей за юридические рамки. – –– Однако, даже с нашей точки зрения, это может быть не совсем правильно, ведь большинство учится именно на своих ошибках. Ну а главная из них – это ошибка, когда моряк не заходит в профсоюз перед рейсом, – говорит Пётр Дзендзелюк, руководитель юридического отдела КРО РПСМ.

КРО РПСМ

↑ 

Наверх