24.04.2018

Исключить из проекта Перечня работы, выполняемые женщинами в машинном отделении морских (речных) судов и плавучих кранов

Российский профсоюз моряков считает необходимым исключить  из проекта Перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, работы, выполняемые женщинами в машинном отделении морских (речных) судов и плавучих кранов. В письме, направленном в  Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на имя директора  Департамента условий и охраны труда  В.  А.  Коржа поясняется позиция профсоюза.

Тема пересмотра Перечня запрещенных для женщин работ возникла не вчера. Еще в декабре 2016 года по итогам работы VIII съезда РПСМ подготовил и направил в адрес Правительства РФ Резолюцию «О нарушении права женщин на труд по выбранному роду деятельности и профессии в отношении возможности их работы в качестве членов экипажей судов морского и речного флота», в которой предлагал пересмотреть действующий «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162, в части исключения из него работ, выполняемых по должностям членов экипажей судов морского и речного флота. Поводом для появления резолюции послужило ущемление права морячки Светланы Медведевой, которая не смогла устроиться в качестве судоводителя в Самарское речное пассажирское предприятие (СРПП) из-за того, что работа моториста-рулевого был признана «вредной для женщин».

Минтруд, в свою очередь, ответил, что готов пересмотреть Перечень, поскольку с момента его принятия очень многое изменилось, в том числе  и условия труда. Однако  в сводном отчете, представленном на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов одновременно с проектом приказа Минтруда России, в качестве основной причины необходимости актуализации действующего Перечня указано наличие в нем отдельных наименований работ, которые не соответствуют действующему законодательству,  а некоторых профессий попросту больше не существует.

– Перечень был пересмотрен формально, без проведения должного анализа, без учета того фактора, что техника и технологии  постоянно развиваются, условия труда изменяются в лучшую сторону, а значит, вредные производственные факторы вовсе исчезают. Или их воздействие становится  настолько слабым и ничтожным, что не представляет и не несет никакой угрозы для репродуктивного здоровья как женщин, так и мужчин, – говорит председатель РПСМ Юрий Сухоруков.

– Да, действующий Перечень  значительно сокращен, – отмечают в РПСМ, – из него исключены отдельные профессии и работы.  Если говорить о морском и речном  транспорте, из списка убрали должности берегового состава и работы, выполняемые по должностям палубной команды судов. Однако в проект Перечня вновь включены работы, выполняемые в машинном отделении на морских (речных) судах и плавучих кранах. При этом не предусмотрено никаких условий, при которых ограничивается применение труда женщин на этих работах, не говоря о том, что не конкретизированы сами работы.

Если бы сначала провели полный анализ, то специалисты Минтруда знали бы, что в машинном отделении члены экипажа выполняют обязанности по несению вахтенной службы, эксплуатации главных двигательных установок, вспомогательных механизмов, судовых систем и устройств. Они занимаются техническим  обслуживанием и ремонтом  механического, электрического и электронного оборудования на борту судна.  Тщательное изучение существующих сегодня условий  показало бы, что  на современных судах  значительно снижены вредные факторы труда, например,   уровень шума; внедрены стандарты безопасности, согласно которым люди используют средства индивидуальной защиты;  что мастерские и посты управления оборудованы системами вентиляции и кондиционирования воздуха, а различное оборудование  сводит физические нагрузки к нулю; что механизмы, трубопроводы и другое оборудование изготавливается таким образом, что люди не контактируют с различными агрессивными средами. На судах с классом автоматизации А1 вообще не требуется постоянного несения вахт в машинном отделении.

«Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ) установлены квалификационные требования для членов экипажа (для командного и рядового состава) как для судов с постоянно обслуживаемым машинным помещением, так и с периодически не обслуживаемым машинным помещением, – говорится в письме РПСМ.  –  На современных судах постоянное нахождение в машинном отделении вахтенной службы осуществляется только при определенных режимах плавания или стоянки в порту, например, при условии ограниченной видимости, при плавании в прибрежных и стесненных водах, при проведении грузовых операций во время стоянки на якоре или у причала. При этом  большую часть времени лица вахтенной службы находятся в специально оборудованном комфортном помещении (центральный пост управления), которое позволяет дистанционно контролировать состояние машин и механизмов машинного отделения и управлять ими».

Поэтому прежде чем включать в проект Перечня ограничения применения труда женщин в машинном отделении судов, необходимо провести анализ всех фактически осуществляемых в там работ с учетом назначения и типа судна, а также с учетом общего времени и периодичности нахождения в этих условиях, воздействия вредных факторов на организм, в том числе на репродуктивную функцию женщин и мужчин, задействованных на этих работах, – считают в РПСМ.

– Должны быть установлены объективные критерии ограничения выполнения женщинами определенных работ в машинном отделении, когда использование женского труда может быть сопряжено с серьезным риском для здоровья, – говорит Юрий Сухоруков. – Это позволит исключить возможность произвольного ограничения использования труда женщин на этих работах.  В противном случае предложенная в проекте Перечня формулировка будет означать фактический запрет женщинам работать в качестве членов экипажа, относящихся к машинной команде судов. А это уже дискриминация по признаку пола. Такой подход  подрывает  их социальный статус и лишает перспективы образовательного и карьерного роста.

Но и это не все. С  учетом сложившейся практики совмещения профессий в речном судоходстве, фактически не существует отдельных должностей матросов или мотористов. А имеющиеся совмещенные должности матрос-моторист или моторист-матрос не позволяют работодателям принимать на них женщин согласно действующему Перечню, что закрывает им дальнейшее продвижение к должностям помощника капитана или капитана, так как для получения такой квалификации необходимо иметь стаж плавания в составе судовой команды (то есть на рядовой должности). В случае, если проект Перечня останется в нынешней редакции, ситуация не изменится.

Вернемся к истории Светланы Медведевой. Она  не получила работу моториста-рулевого, потому что  руководство СРПП сослалось на «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»: по результатам аттестации место моториста-рулевого в компании не соответствует санитарным требованиям по параметрам шума.

Медведева подала жалобу в суд с целью обязать СРПП создать необходимые для женщин условия труда. Но районный и областной суды встали на сторону работодателя и в прошении отказали.

Судебные тяжбы затянулись на пять лет. За это время морячка  успела обратиться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, который постановил, что государственный запрет работы на морских и речных судах – это нарушение прав женщин. Комитет ООН дал рекомендации Правительству Российской Федерации, как члену ООН, о необходимости пересмотра Перечня запрещенных профессий, обозначенных Постановлением № 162, для того, чтобы ограничения, применяемые к женщинам, были направлены строго на охрану материнства, а не распространялись на всех женщин только по признаку пола.

Получив поддержку ООН,  Медведева опротестовала судебные решения в Верховном суде РФ. Только после многократных заседаний Самарский областной суд всё-таки принял сторону заявительницы и постановил, что международное право, в частности, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин имеет наивысшую силу, и Россия, как член ООН, должна ориентироваться на Конвенцию.

Светлана добилась своего. Какой ценой  – это другой вопрос. В настоящее время она работает капитаном-механиком буксира на нефтеперерабатывающем заводе.

Учитывая созданный Светланой Медведевой в российской судебной практике прецедент, другие женщины смогут оспорить отказ в приеме на работу в качестве члена экипажа в машинном отделении по причине дискриминации их прав. Однако не у всех есть силы и возможности бороться и идти до конца, как это сделала Светлана. Этого и не потребуется, если отнестись к пересмотру Перечня не формально.

Резолюция 14 Манильских поправок 2010 года к Конвенции ПДНВ «Содействие участия женщин в морской отрасли» предложила Правительствам стран уделять особое внимание вопросу обеспечения равного доступа мужчин и женщин к работе во всех секторах морской отрасли, придавать большое значение роли женщин в морской профессии и содействовать их более широкому участию в морской подготовке и работе на всех уровнях в морской отрасли. Для этого нужно лишь хотеть изменить  ситуацию: выявить  и преодолеть все существующие ограничения с тем, чтобы женщины могли сами решать, кем им быть, и беспрепятственно участвовать в морской деятельности. Российская Федерация, как правопреемник СССР, подписавшего Конвенцию ПДНВ, должна принимать меры по выполнению данных рекомендаций.

– Работы с вредными или опасными условиями труда в равной степени негативно влияют как на здоровье женщин, так и на здоровье мужчин. Поэтому требования безопасности должны быть одинаковыми для всех членов экипажей судов, независимо от их пола, а государство должно создать законодательные предпосылки для обеспечения безопасных условий труда на всех рабочих местах, а не накладывать запрет на выполнение отдельных работ на морских и речных судах для женщин, – уверены в РПСМ.

Право выбора профессиональной сферы деятельности или же выбора между карьерой и материнством должно принадлежать именно женщине, а не государству.

РПСМ готов провести рабочую встречу с участием всех заинтересованных сторон и обсудить их позиции по данному вопросу.

↑ 

Наверх