13.11.2017

Виталий Клюев: «Система подготовки моряков в России соответствует международным требованиям»

Система подготовки и дипломирования моряков в России приведена в соответствие с международными требованиями. Об этом заявил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев в интервью ИАА «ПортНьюс».  

По словам Виталия Клюева, главная задача российских отраслевых вузов – готовить моряков в соответствии с установленными международными нормами, в частности, Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и Кодексом с аналогичным названием, являющимся приложением к этой Конвенции.

– Минтрансом в этом направлении ведётся системная, планомерная работа с 2009 года. Мы утвердили Положение о дипломировании моряков, которое устанавливает требования к их подготовке на всех этапах; создали систему признания образовательных организаций на право подготовки моряков, которой занимается Министерство транспорта; сформировали требования к тренажёрной подготовке и механизм освидетельствования тренажёрных центров на право ведения конвенционной подготовки. И наконец, сейчас завершается работа по подготовке документа, который формализует требования к минимальному составу экипажей судов. Надеемся, что документ выйдет уже совсем скоро, – заявил Виталий Клюев.

Изменения происходят не только на бумаге. С декабря 2016 года Минтранс и Росморречфлот начали  оптимизировать процесс выдачи дипломов морякам портовыми капитанами. Впервые система заработала в Петербурге, где непосредственно на подачу документов теперь требуется 15 минут. Затем в течение 10 дней моряку приходит SMS о готовности диплома к выдаче, и забрать его можно за те же 15 минут. Ранее этот процесс занимал два-три месяца. 

Правда, это не относится к квалификационным испытаниям, поскольку они требуют больше времени и состоят из двух этапов: компьютерного тестирования и собеседования. Причём к испытаниям можно переходить сразу же после написания заявления – никаких виртуальных или фактических очередей, предварительных записей. Подобным образом сегодня обустроены дипломные отделы всех служб капитанов морских портов в России. 

А если подтверждено, что моряк на судне занимался самообразованием, ему не нужно сдавать квалификационные испытания и проходить переподготовку при продлении дипломов в той же должности. Кроме того, совместно с ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Минтранс проводит эксперимент: по одной из программ при продлении диплома часть подготовки можно пройти с помощью дистанционного обучения. Введение подобной методики обсуждается и с Государственным морским университетом им. адмирала Ушакова.

В целом п редставитель министерства высоко оценил систему морского образования в России. Так, согласно данным статистики, почти 90% выпускников морских вузов так или иначе остаются в профессии. Однако есть и недостатки.

– Больное место морского образования –  организация практической подготовки. Когда мы проверяли профильные учебные заведения, то выяснили, что зачастую прохождение практики отдавалось на откуп курсантам. Им вручались направления, и они должны были сами разыскивать судоходную компанию. Мы эту порочную практику прекратили – и сегодня ответственность за прохождение практической подготовки лежит на учебном заведении, которое обязано предоставить либо свои плавсредства, либо договоры с судоходными компаниями на прохождение плавпрактики, – рассказал чиновник.  

Однако, насколько известно РПСМ, на самом деле не всё так гладко. Из-за большого количества обучающихся не всем удаётся пройти практику в полном объёме. Как отмечает председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня, далеко не все судоходные компании готовы предоставить место для практиканта. Оно и понятно – это сулит расходы, а у экипажа появляются дополнительные обязанности по контролю курсантов на борту. Судовладельцу средней руки невыгодно воспитывать будущих моряков с курсантской скамьи. Вот и получается, что на практику устраиваются наиболее подготовленные ребята. В итоге не все заканчивают обучение, набрав полный плавательский ценз. Это создаёт угрозу для России как для кузницы морских кадров. Профсоюз неоднократно обращал внимание того же Минтранса на проблему, однако отклика среди чиновников не нашёл.

По материалам ИАА «ПортНьюс»

↑ 

Наверх