03.09.2013

«Сводная конвенция – это серьезно!»

Второй день Недели действий МФТ в порту Санкт-Петербург оказался не очень богатым на суда. То ли сказались принятые меры безопасности в связи с проведением в городе саммита G20, то ли есть еще какие-то причины, но на первом-втором районах порта причалы полупустые. Как бы то ни было, результаты сегодняшнего дня таковы.

Например, на рефрижераторном судне «SIVER LAKE» под антигуанским флагом все в порядке и с коллективным договором, и с информированностью экипажа о положениях Сводной конвенции, все документы вывешены в общедоступном месте. Экипаж состоит из украинцев и россиян, состояние судна отличное, каких либо жалоб от моряков не поступило. Почти такая же ситуация на т/х «FRIO FORWIN» под флагом Кипра. В экипаже 20 граждан России и один литовец. О КТМС экипаж осведомлен и снабжен соответствующими инструкциями на случай, если на борту возникнет спорная ситуация. Но вот с коллективным договором вышла накладка: предыдущий договор закончился, пароход сменил владельца, и новый подписать еще не успели. Однако моряки всем довольны, хозяин свои обязательства выполняет, и у экипажа пока нет причин для жалоб.

Порадовал экипаж т/х «ОМСКИЙ-133» под российским флагом. На судне действует коллективный договор, все моряки устроены по трудовым договорам в штат предприятия, зарплата в принципе устраивает. Хотя, как принято на российских судах, моряки говорят, мол, и судно хорошее, и зарплата хорошая, но хотелось бы такую, как на судах под иностранными флагами. О Сводной конвенции экипаж наслышан, однако на российский «компетентный государственный орган» им рассчитывать не приходится. Тем не менее, этот экипаж уж точно не пропадет: моряки гордо продемонстрировали профактивистам экземпляр «Message to seafarers» – справочника Международной федерации транспортников с адресами и телефонами инспекторов по всему миру. Есть «компетентный орган», нету «органа», а инспектор МФТ все-таки как-то надежнее.

А вот на т/х «Оstbense» под флагом Антигуа и Барбуды, на которое профактивисты тоже сегодня заходили, к Сводной конвенции относятся очень серьезно. На судне работают 10 человек, включая кадета. По национальному признаку силы оказались равны: пятеро россиян и соответственно еще пятеро из Украины. По словам старпома, судно недавно прошло освидетельствование на соответствие требованиям Сводной конвенции. На борту имеются соответствующие документы: Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве (СвСТН), дополненное Декларацией о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве (ДСТН). Весь процесс освидетельствования занял около дня, представитель флага судна внимательно изучил имеющуюся судовую документацию, потребовал привести в порядок контракты согласно нормам Конвенции. Все замечания были учтены и устранены.

Согласно требованиям Конвенции морякам на конфиденциальной основе предоставляется объективная консультация по поводу их обращений и оказывается помощь в осуществлении процедуры рассмотрения жалобы. Для этого на борту должно быть «назначенное лицо», к которому можно обращаться за содействием по данному вопросу. «У нас по этому поводу было собрание, – пояснил старпом. – Таким «назначенным лицом» стал АВ».

 На наш вопрос в целом КТМС – хорошо или плохо, мы получили от моряков ответ, мол, пока рано что-либо говорить: слишком мало времени прошло, но есть и плюсы, и минусы.

– У меня добавилось больше бумажной работы, – признался старпом. – Мы теперь действуем строго по чек-листу (check-list). На определенные операции должна быть заполнена бумага. Вот я должен обязательно проконтролировать передачу каюты списываемого моряка прибывшему ему на замену лицу. Соответственно оформить документ с печатью. Также с принятием КТМС на меня легли обязанности по еженедельным проверкам жилых/служебных помещений. Еще вот контролирую повара каждый день».

«Совершенно верно, – подтвердил повар. – В частности, я фиксирую температуру холодильных камер. Каждый день старпом по чек-листу отмечает, все ли я выполнил, что мне предписано: начиная от того, каким мылом (надо жидким) мою руки, и заканчивая тем, где храню мусор. Плюс еще должен вывешивать меню минимум на две недели вперед. Конечно, время на все это уходит, но это не катастрофично. Зато мне лично стало работаться намного спокойнее, поскольку никто не скажет, что я вдруг чего-то не доделал: ведь на это и есть чек-лист. Честно говоря, КТМС мы между собой обсуждаем, и связываем с ней большие надежды».

«Вся необходимая информация, касающаяся КТМС, доведена до сведения членов экипажа, – добавил старпом. – Моряки ознакомлены с процедурой подачи жалоб, все контактные данные имеются в свободном доступе на борту судна».

Мы, конечно, просто подивились такому тщательному подходу к выполнению требований КТМС, и вот здесь случился прокол. Или даже, вернее, прикол. Для российской половины экипажа в качестве «компетентного органа» для разрешения спорных ситуаций был указан Минтранс РФ. Естественно, мы не удержались и позвонили по указанным телефонам. И куда бы вы думали мы попали? В Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта! И конечно же, своим вопросом куда подать жалобу в рамках КТМС, мы сильно напугали секретаршу, которая честно призналась, что она не в курсе, и их департамент такими делами не занимается. Однако посоветовала обратится в департамент безопасности и дала соответствующий телефон, по которому мы тоже позвонили. Надо ли говорить, что кроме долгих гудков, в трубке мы ничего не услышали.

В общем, с одной стороны, конечно хорошо, что судовладелец искренне верит, что российским морякам будет помогать российский Минстранс, и все контакты открыты для экипажа. А с другой... Насмешка какая-то, ведь в случае возникновения проблем они будут совершенно бесполезны. В общем, как говорится, «открыто все, но нам туда не надо».

↑ 

Наверх