03.09.2013

«RaetsMarine» страхует, но не платит

Голландская страховая компания «RaetsMarine» и ее российский партнер – компания «Falcon P&I Ltd» – не хотят выплачивать моряку компенсацию по потере трудоспособности, мотивируя свое решение тем, что мужчина еще выздоровеет и вернется работать в море. Однако на протяжении двух лет моряк находится на берегу, не имея ни малейшей возможности снова выйти в рейс: травма, полученная в 2011 году на борту судна, разделила его жизнь на «до» и «после». Но страховщики упорно не желают это признавать.

Два года назад старший механик получил перелом шейки бедра во время работы на судне. В греческой клинике моряку сделали операцию и вставили имплант, после чего он был отправлен домой долечиваться. На берегу моряк прошел курс лечения, но, к сожалению, полностью не вылечился, ему была присвоена третья группа инвалидности.

Так началась эпопея, которая длится по сей день. После признания моряка непригодным для дальнейшей работы в море речь зашла о выплате компенсации по потере трудоспособности и базовой ставки в период лечения. В страховой компании заявили, что шансы на выплату денег равны нулю. Свою позицию представители «RaetsMarine» – компания «Falcon P&I Ltd» – сначала объяснили отсутствием больничного листа, которого у моряка и быть не могло, так как он работал на судне под удобным флагом. В соответствии же с российским законодательством выдача больничного листа предусматривается только для компаний-резидентов РФ. Об этом представители «Falcon» не могли не знать, но предпочли дезинформировать голландских партнеров.

В дальнейшем, не желая расставаться с крупной суммой денег, страховщики голословно заявили о нарушении моряком режима лечения, предписанного врачом, при том, что компания «Falcon» не позаботилась даже о направлении работника на лечение. Его он проходил самостоятельно по полису Обязательного медицинского страхования (ОМС).

В результате, исчерпав все нелепые объяснения, представители «Falcon P&I Ltd» решили направить моряка в Санкт-Петербург для обследования врачами, назначенными страховщиком. Чем это была обусловлено? Недоверием к заключению двух предыдущих комиссий? Или желанием признать моряка пригодным для работы на судне во что бы то ни стало? Но и вновь назначенная комиссия подтвердила – старший механик не может работать в море после протезирования шейки бедра, а передвигается лишь с помощью трости.

Но даже заключение «своих» экспертов не возымело действие на страховщиков! Дело дошло до абсурда: полное обследование показало, что у моряка за это время появились камни в желчном пузыре, и страховщики в очередной раз отказались от выплаты компенсации теперь уже по этой причине! На то, что в заключении черным по белому было сказано о непригодности моряка к работе в результате полученной на судне травмы, никто даже не обратил внимание.

Однако уже второй год подряд мужчине присваивают временную третью группу инвалидности. Страховщики из «Falcon P&I Ltd» цепляются за соломинку, утверждая, что именно поэтому они не могут выплатить компенсацию моряку. Ведь согласно российскому законодательству, а точнее – постановлению Правительства РФ № 247 от 7 апреля 2008 года «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» – инвалидность устанавливается без указания срока не позднее двух лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения по утвержденному перечню и не позднее четырех лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Представители «Falcon P&I Ltd» прикрываются законом как щитом, в упор не желая замечать даже условия трудового контракта моряка, в котором говорится, что при потере работником 50 и более процентов трудоспособности ему полагается 100% выплата компенсации, а по оценке врача, делавшего заключение, травма старшего механика подпадает более чем под пятидесятипроцентную потерю трудоспособности.

Российский профсоюз моряков, видя, что никакие доводы не действуют на компанию «Falcon P&I Ltd», от имени моряка обратился к адвокатам. Они инициировали процесс против владельца судна в английском суде, поскольку согласно пункту трудового договора, все спорные вопросы должны решаться по законам этой страны, а контракт на работу, где были оговорены компенсационные выплаты, был заключен между моряком и судоходной компанией, и работник не имел никаких соглашений (взаимоотношений) со страховой. Представители РПСМ передали все необходимые документы иностранным коллегам и продолжают держать ситуацию на контроле.

Несмотря на то, что дело находится на рассмотрении в английском суде, представители компании «Falcon P&I Ltd» продолжают ломать комедию. После появления искового заявления они активизировались с новой силой: по данным профсоюза, страховщики пытаются всеми средствами опровергнуть заключение предыдущих комиссий и получить выгодное заключение о состоянии здоровья моряка. 

А сам старший механик все эти годы вынужден ходить по больницам, проходить медкомиссии, собирать справки и доказывать свое право на получение страховой выплаты, вместо того, чтобы заниматься здоровьем. Отсутствие денег не позволяет ему пройти дорогостоящее лечение, чтобы минимизировать или свести на нет появившийся после операции стресс-шилдинг синдром, сопровождающийся постоянными сильными болями в месте перелома.

Несмотря на все злоключения и чересчур затянувшееся сопротивление страховщиков, существует большая доля вероятности, что справедливость восторжествует, поскольку моряк является членом РПСМ, а значит за его спиной не только родной профсоюз, но и еще такая мощная организация, как Международная федерация транспортников. Надежду на долгожданную победу дает и тот факт, что РПСМ уже имел дело с компаниями «RaetsMarine» и «Falcon P&I Ltd», и надо отметить, правда все же восторжествовала.

В 2011 году в порту Дубай в возрасте 45 лет во время несения вахты скончался второй механик. Перед рейсом, как и положено, мужчина заключил трудовой договор, но в пункте, где оговариваются страховые выплаты, не указал имя молодой жены как наследницы в случае смерти. Оплошность моряка стала формальным поводом для «RaetsMarine» не выплачивать  компенсацию вдове. В компании посчитали, что моряк не выразил свою волю, а заключенный брак не дает вдове права на получение компенсации по смерти. И опять интересы «RaetsMarine» в России представляла компания «Falcon P&I Ltd», которой было недостаточно свидетельства о браке. Женщине предложили представить свидетелей, которые могли бы подтвердить, что моряк любил жену и действительно состоял с ней в законных отношениях. Чем больше бы было таких свидетелей, тем лучше. За семью моряка вступились два профсоюза – Ver.di и РПСМ – членские организации Международной федерации транспортников. Дело дошло до немецкого суда, который поставил окончательную точку в этом деле, обязав судовладельца выплатить вдове не только положенную страховку, но и компенсировать моральный ущерб – все-таки тяжба длилась два года.


↑ 

Наверх