Российский профессиональный союз моряков

Техническая инспекция труда

Cостав Технической инспекции труда

1. ФИШОВ Сергей Алтерович 
Начальник отдела инспекции труда РПСМ
г. Санкт-Петербург
тел./факс: (812) 718-63-80,

2. ХИЖНЯК Евгений Анатольевич
Главный технический инспектор труда РПСМ
г. Санкт-Петербург
тел.: (812) 714-95-65

3. ХОЛЯВКА Игорь Николаевич 
Технический инспектор труда Южной территориальной организации (ЮТО) РПСМ
г. Новороссийск
тел.: (8617) 61-18-05

4. БАНГЕРТ Евгений Адольфович
Технический инспектор труда Черноморско-Азовской территориальной организации (ЧАТО) РПСМ
г. Новороссийск
тел.: (8617) 61-45-11

5. ЕРЕМЕЕВ Андрей Михайлович
Технический инспектор труда первичной профсоюзной организации моряков г. Новороссийска РПСМ
г. Новороссийск
тел.: (8617) 67-62-37

6. ЖЕРЕБЦОВ Валентин Владимирович 
Технический инспектор труда Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ
г. Находка
тел.: (42366) 5-61-00

7. ГЛУШАК Леонид Александрович
Технический инспектор труда Азово-Донской региональной организации (АДРО) РПСМ
г. Таганрог
тел.: (8634) 31-82-77

8. КОЗЬМИН Игорь Александрович
Технический инспектор труда Северной региональной организации (СРО) РПСМ
г. Архангельск
тел.: (8182) 63-73-95

9. НЕКИПЕЛОВ Анатолий Пантелеймонович
Технический инспектор труда Карельской территориальной организации (КТО) РПСМ
г. Петрозаводск
тел.: (8142) 57-73-10

 

 

Утверждено
Постановлением Совета РПСМ
от 13-14 марта 2002 года,
Протокол №2

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основании и в соответствии с Федеральными законами: «Трудовой Кодекс Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об охране окружающей среды», нормативными актами (Конвенциями и Рекомендациями) Международной Организации Труда (МОТ), касающимися вопросов охраны труда, Устава Российского профессионального профсоюза моряков (РПСМ), и составляет правовую основу деятельности технической инспекции труда профсоюза.
1.2. Положение определяет основные направления деятельности, права и полномочия технической инспекции труда профсоюза по осуществлению общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда и окружающей природной среды, о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за соблюдением законных прав и интересов работников плавающего состава и других работников отрасли.
1.3. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом РПСМ и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации и иными отраслевыми нормативными правовыми актами о труде и охране труда и окружающей природной среды, Конвенциями и Рекомендациями МОТ, Международной Морской Организации (ИМО), международными Соглашениями (Меморандумами), регулирующими условия труда и быта моряков, Уставом РПСМ, постановлениями Совета, Исполкома и решениями съездов РПСМ и Федерации профсоюзов работников морского транспорта, Международной Федерации Транспортников (МФТ), настоящим Положением и защищает интересы и права моряков на судах под российским и иностранным флагом и других работников водного транспорта.
1.4. Техническая инспекция труда свою деятельность осуществляет во взаимодействии с Федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации), с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Союзом Российских судовладельцев (СОРОСС), Федеральной инспекцией труда и ее органами в субъектах Российской Федерации, с Координатором МФТ в России, инспекторами МФТ в России, Министерством транспорта России, органами Фонда социального страхования, учреждениями и организациями медицинской экспертизы и правоохранительными органами, морскими администрациями портов (МАП), юридической и другими службами РПСМ, Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте, кафедрами «Охрана труда» морских ВУЗов России, технической инспекцией труда других профсоюзов в решении отраслевых и региональных вопросов по охране труда.
1.5. Техническая инспекция труда совместно с уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов РПСМ в организациях и на судах обеспечивают систему общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательных актов Российской Федерации и международных организаций о труде и охраны труда на судах, в судоходных компаниях и других организациях, а также на судах иностранных судовладельцев где, работают российские моряки.

2. Организационное строение технической инспекции труда

2.1. Техническая инспекция труда строится по территориальному принципу и состоит из главных, технических инспекторов труда РПСМ и территориальных организаций профсоюза, входит в состав аппарата комитета профсоюза и подчиняется заместителю председателя РПСМ.
2.2. Должность главного, технического инспектора труда именуется «Главный, технический инспектор труда, технический инспектор труда РПСМ или территориальной организации РПСМ», и ему выдается соответствующее удостоверение установленного образца (приложение № 1). Территориальные организации РПСМ вправе решать вопрос о наличие в штате своей организации главного или технического инспектора труда РПСМ по данному региону.
2.3. На должность главного, технического инспектора труда (в дальнейшем технического инспектора труда) принимается лицо, как правило, с высшим специальным морским образованием, имеющее стаж работы не менее трех лет на судах и предприятиях отрасли. В отдельных случаях с учетом служебных и личных данных на должность технического инспектора труда может быть принято лицо, ранее работавшее в других отраслях экономики, в том числе на судах речного флота, рыбного хозяйства и военно-морского флота, и отвечающее вышеизложенным требованиям.
2.4. Технический инспектор труда назначается на должность решением соответствующего профсоюзного органа с учетом требований пункта
2.3. Положения, и уведомление о его принятии на работу и соответствующее личное дело направляются в РПСМ для утверждения на Совете РПСМ. Главный, технический инспектор труда непосредственно подчиняется председателю территориальной организации, координируя свою работу с главным техническим инспектором труда РПСМ.
2.5. Главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков утверждается на должность Советом РПСМ, в оперативном порядке подчиняется заместителю председателя РПСМ и координирует работу главных, технических инспекторов труда в регионах.
2.6. Финансирование технических инспекторов труда осуществляется из денежных средств профсоюза соответствующей территориальной профсоюзной организации. Должностной оклад и другие условия оплаты труда определяется руководителем соответствующей профсоюзной организации с учетом квалификации работника и действующих условий оплаты работников , установленных в этой организации.

3. Основные задачи технической инспекции труда

Основными задачами технической инспекции труда являются:
3.1. Оказание совместно с юридической и другими службами РПСМ российским морякам - членам профсоюза (РПСМ) практической помощи по защите их интересов перед судоходными, круинговыми компаниями и другими организациями в части получения заработной платы в соответствии с подписанными с ними моряками контрактами (соглашениями), компенсации пострадавшим за причиненный ущерб в результате несчастного случая, происшедшего в период пребывания в рейсе, и родственникам, потерявшим кормильца в связи с его гибелью на производстве.
3.2. Разработка и подготовка предложений от имени РПСМ в раздел «Охрана труда» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в Отраслевое тарифное соглашение и Отраслевую целевую программу по улучшению условий и охраны труда на морском транспорте.
3.3. Участие в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда и экологии на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.
3.4. Осуществление профсоюзного контроля при посещении судов и предприятий отрасли:
- за соблюдением и исполнением судовладельцами законодательства Российской Федерации по охране труда, Конвенций и Рекомендации МОТ, ИМО, отраслевых нормативно правовых актов по безопасности и условиям труда и отдыха моряков;
- за ходом выполнения работодателями (судоходными компаниями, судовладельцами, круинговыми компаниями и другими организациями) Отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора, трудовых соглашений (контрактов) по вопросам охраны труда;
3.5. Участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, происшедших с членами профсоюза, а также проведение самостоятельного расследования таких случаев.
3.6. Представление интересов моряков, получивших производственные травмы и профессиональные заболевания в период работы на судах под иностранным флагом в учреждениях медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
3.7. Участие в акциях, проводимых МФТ, против судов «под удобным флагом».
3.8. Проведение независимой экспертизы технических проектов на строительство и модернизацию судов, изготовление оборудования, машин и механизмов, разработку средств индивидуальной и коллективной защиты на соответствие их требованиям национальных и международных нормативных актов по охране труда и окружающей среды.
3.9. Принятие участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию построенных или реконструированных судов, машин, механизмов, приспособлений и т.п. в качестве члена комиссии или независимого эксперта.
3.10. Участие в работе комиссий по аттестации рабочих мест.
3.11. Оказание практической помощи председателям профсоюзных комитетов и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда по проведению ими общественного контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды, а также при формировании ими двухсторонних обязательств коллективных договоров по вопросам охраны труда.
3.12. Рассмотрение писем и заявлений членов профсоюза, членских профсоюзных организаций, подготовка по ним обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению выявленных фактов нарушения прав членов профсоюза.
3.13. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и экологической безопасности. Представление руководству профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на уровне СОРООСа, Минтранса России и Правительства Российской Федерации, Федерации профсоюзов работников морского транспорта, Международной Организации Труда, МФТ.
3.14. Проведение анализа производственного травматизма среди российских моряков, пострадавших на судах отечественных и иностранных судовладельцев. Разработка (совместно со специалистами Федеральной инспекции труда и Минтранса РФ) предложений по снижению производственного травматизма на судах отрасли.
3.15. Участие от имени профсоюза в работе совещаний, семинаров, конференций и симпозиумов, проводимых на региональном, отраслевом и федеральном уровнях, на которых рассматриваются вопросы условий и охраны труда, быта и отдыха моряков и других работников профсоюза.
3.16. Направление Координатору МФТ в России оперативной информации о посещении иностранных судов, на которых работают российские моряки.
3.17. Проведение совместно с инспекторами Международной Федерации Транспортников совещаний, семинаров по обучению и обмену опыта работы (не реже одного раза в два года), по планам, согласованным между руководством РПСМ и Координатором МФТ в России.

4. Права технических инспекторов труда

Технический инспектор труда имеет право:
4.1. Участвовать в разработке и рассмотрении пbrроектов различных нормативных документов по охране труда и экологической безопасности.
4.2. Беспрепятственно посещать самостоятельно или совместно с представителями различных контролирующих организаций (МАП, Федеральной инспекции труда, пожарного и санитарного надзора и др.) суда российских и иностранных судовладельцев с целью проверки состояния условий и охраны труда моряков на рабочих местах, условий выполнения контракта (трудового соглашения), хода выполнения коллективного договора (соглашения) и соответствие его Отраслевому тарифному соглашению.
4.3. Получать от руководителей судоходных компаний и организаций, капитанов судов и иных должностных лиц информацию (документы) по вопросам охраны труда, коллективного питания, выплаты заработной платы членам экипажа, а также необходимые объяснения по вопросам, касающимся вскрытых недостатков.
4.5. Направлять руководителям судоходных компаний, пароходств, капитанам судов и другим руководителям организаций - работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований и норм охраны труда и получать информацию о результатах рассмотрения полученных ими представлений.
4.6. Предъявлять капитану судна (судовладельцу) представление о приостановке работ или запрещении эксплуатации судовых механизмов, оборудования, если продолжение работ создает непосредственную угрозу жизни и здоровью работающих, и требовать от него принятия неотложных мер по устранению выявленных нарушений и одновременно информировать об этом соответствующий орган Федеральной инспекции труда, МАП.
4.7. Направлять капитану морского порта представление о приостановке выхода в рейс судна, не соответствующего требованиям национальных и международных норм безопасности находящихся на борту членов экипажа.
4.8.Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с моряками, а также осуществлять их самостоятельное расследование, в том числе и на судах под иностранным флагом, где работают или ранее работали члены профсоюза.
4.9. Представлять интересы моряка, пострадавшего на борту иностранного судна, в МСЭК и направлять судовладельцу или страховой компании соответствующие документы по возмещению ущерба, причиненного моряку в результате полученной травмы или его гибели.
4.10. Проводить независимую экспертизу проектов условий труда и обеспечение безопасности на проектируемых, строящихся, реконструируемых судах.
4.11. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию построенных или реконструированных судов, машин, механизмов, приспособлений и т.п. в качестве члена комиссии или независимого эксперта, а также в работе комиссий по аттестации рабочих мест на судах и предприятиях отрасли.
4.12. Обращаться в соответствующие органы управления, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда с требованием о привлечении к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) должностных лиц, нарушивших правовые и нормативные документы по охране труда, допустивших сокрытие несчастных случаев, невыполнение условий контракта, коллективного договора (соглашения), игнорирование требований, представлений технического инспектора труда.
4.13. Давать предложения руководству РПСМ о постановке вопроса перед Минтрансом РФ о приостановлении действия лицензий судоходных, круинговых и других компаний, допустивших грубые нарушения требований и норм охраны труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необеспечении безопасных и здоровых условий труда моряков.
4.14. Выходить в рейс на судах для осуществления функций контроля условий труда, отдыха членов экипажей, расследования обстоятельств и причин несчастного случая, соблюдения выполнения условий контракта, коллективного договора (соглашения) и других функций и оказания практической помощи комсоставу судов и профактиву судов по вопросам охраны труда.
4.15. Готовить предложения о ходатайствовании руководства РПСМ перед Координатором МФТ в России и МФТ о проведении акций в российских и иностранных портах против тех судов, на которых судовладельцы не обеспечили безопасные и здоровые условия труда, быта и отдыха членов экипажей.
4.16. Использовать в ходе проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и других обстоятельств видео и аудио аппаратуру, записывать объяснения, беседы с различными должностными лицами, состояние рабочих мест, объекта, где произошел несчастный случай.
4.17. Давать информацию о состоянии охраны труда и экологической безопасности на судах, в судоходных компаниях и в организациях отрасли в органы печати профсоюза, а также при необходимости готовить по этим вопросы предложения РПСМ в МФТ, Правительство РФ.

5. Полномочия

Технический инспектор труда наделяется полномочиями, которые определены действующим законодательством:
5.1. Выдавать или направлять работодателю, капитану судна или соответствующему должностному лицу письменное представление (форма 1-ТИ, приложение № 2) об устранении выявленных нарушений требований норм охраны труда.
5.2. Выдавать работодателю, капитану судна или соответствующему должностному лицу письменное требование (форма 2-ТИ, приложение № 3) о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровья работающим на судах и предприятиях отрасли.
5.3. Представлять комиссии по расследованию несчастного случая на производстве и профессионального заболевания или работодателю письменное заключение (форма 3-ТИ, приложение № 4) о степени вины пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
5.4. Давать заключения по несчастным случаям, произошедшим на производстве при работе российских моряков на иностранных судах.

6. Отчетность

6.1. Технический инспектор труда соответствующего профсоюзного органа ведет учет своей деятельности и, как правило, ежеквартально отчитывается о своей работе перед руководителем профсоюзного комитета, в которую он принят на работу, а по результатам работы за полугодие (до 10 июля) и за год (до 10 января) отчет о проделанной работе по форме 19-ТИ (приложение № 5) направляет в РПСМ.
6.2. Главный технический инспектор труда РПСМ обобщает получаемую с регионов информацию, составляет сводный отчет и о проделанной технической инспекцией работе за год отчитывается на Совете РПСМ.
6.3. Технический инспектор труда оперативно информирует Координатора МФТ в России о результатах посещения судов.