Моряки заслуживают справедливого расследования морских происшествий

11.08.2017  

Опрос Международной организации по защите прав моряков, проведённый в 2012 году, показал, что права членов экипажей часто нарушают: 81% респондентов испытывали несправедливое отношение к себе во время расследований. К сожалению, как показывает практика, проблема криминализации моряков сохраняется до сих пор.  

Пути её решения обсуждались недавно на первом международном семинаре по продвижению Руководящих принципов IMO, который организовали Международная федерация транспортных работников (ITF) и Международная организация по защите прав моряков. Участники семинара говорили о необходимости государствам – членам IMO закрепить принципы по справедливому обращению с моряками в национальных законодательствах. Как пишет Lloydslist.com, часть стран заявила, что они имплементировали принципы Руководства. Вторая группа членов IMO следовать этому примеру отказалась, однако сослалась на уже действующие законы, которые по сути преследуют те же цели. Они также отметили, что имплементировали конвенции по правам человека и КТМС, а также соблюдают  соответствующие положения Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). Третья группа стран и вовсе сослалась на «двусмысленность» и «сложность для интерпретации» Руководства IMO и, как следствие, невозможность вписать принципы в своё законодательство. Стоит отметить, что первые две группы составляют две трети стран – участниц IMO.

– Представители некоторых государств обращались к нам с просьбой о помощи в реализации данного Руководства, – говорит профессор морского права Института морского права  Саутгемптонского университета,  член Международного консультативного совета по правам моряков Хилтон Стениленд. – Ведь оно носит абстрактный характер, поэтому могут возникать сложности при совмещении принципов с правовой системой конкретного государства.

Понятное дело, что при расследовании инцидента правоохранительные органы, если и пользуются Руководством, то как документом, который носит рекомендательный характер. Приоритет отдаётся национальному законодательству. Тем не менее, авторы Руководства, а также все заинтересованные стороны выступают за то, чтобы принципы действительно принимались во внимание, чтобы обеспечить справедливое отношение к морякам, в том числе со стороны суда.

Кроме того, Руководство содержит рекомендации для портовых властей, государства флага и судовладельца. Так, последним предписывается «иметь первостепенную обязанность защищать права нанятых моряков, в том числе предпринимать шаги по справедливому расследованию морских происшествий». И самое главное – в документе содержатся рекомендации для самих моряков по защите их прав. Таким образом, Руководство несёт простой посыл: без совместной работы государств флага, судовладельцев, профсоюзов невозможно добиться справедливого расследования инцидентов.

– Во время расследования морских происшествий необходимо принимать во внимание каждую деталь, – говорит председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня. – Это не значит, что нужно снисходительно относиться к морякам, нет. Просто расследование должно быть компетентным. За другие страны не скажу, но в России существуют следственное управление на транспорте и транспортная прокуратура. Там работают профессионалы, и мне лично неизвестно ни одного случая некомпетентного расследования. Другое дело, что нужно всё-таки понимать, что на моряках лежит огромная ответственность – ошибка в море будет иметь гораздо больше последствий, чем на берегу, ведь судно – это объект повышенной опасности. Большинство аварий происходят по вине человеческого фактора – из-за невнимательности, усталости, самонадеянности – этого нельзя отрицать. Но ведь нужно понимать, что моряк не специально допустил эту ошибку, и надо делать какую-то поправку на то, что все мы люди.