Единственный путь к безопасности – квалифицированный экипаж

14.07.2017  

Соблюдение техники безопасности на борту – один из основных залогов удачного и спокойного рейса. Но, к сожалению, члены экипажей порой пренебрегают этим золотым правилом, ставя под угрозу свои жизни и сохранность судна. Так как же повысить показатели соблюдения техники безопасности на судах? Руководитель кадрового отдела DNV GL, доктор Марина Папаиоанну убеждена, что помочь в этом вопросе сможет Программа безопасного поведения (BBS), представляющая собой систематический процесс определения, оценки и оказания позитивного влияния на небезопасное поведение отдельного индивида.

По мнению Марины Папаиоанну, BBS будет способствовать повышению культуры безопасности на борту. При этом она подчёркивает, что подготовка всегда была и остаётся самым эффективным способом повысить квалификацию моряков. Этот подход изучает мотивацию, лежащую в основе того или иного поведения, и делает акцент на тех из них, которые способствуют созданию безаварийной рабочей обстановки. Конечная цель — установить основополагающие причины инцидентов и связанного с ними поведения. Внедрение BBS поможет компаниям определить, в верном ли направлении работает их подход к безопасности.

– Несмотря на то, что Конвенция и Кодекс ПДНВ 1978 года в новой редакции установили международные критерии подготовки и образования моряков, мы, похоже, всё ещё находимся в начале долгого пути, поскольку уровень аварийности по-прежнему высок, а человеческий фактор остаётся одной из самых частых причин аварий и несчастных случаев на борту судов, – считает Марина Папаиоанну.

Исследования по безопасности, проводившиеся последние сто лет, упорно указывают на то, что человеческая ошибка — первопричина большинства происшествий в морской отрасли. Начиная с гибели «Титаника» и заканчивая катастрофой с «Costa Concordia», моряки склонны вести себя в критической ситуации в соответствии с одной и той же неправильной схемой мышления.

– Хотя соответствие этим требованиям очень важно для работы на борту, знания и умения моряков, как, впрочем, и квалификация берегового персонала, возможно поддерживать, восполнять и совершенствовать только через качественное морское образование и профессиональную подготовку, – отметил генеральный секретарь ИМО Китак Лим.

Высокие стандарты обучения – основа безопасной, бесперебойной работы судоходной отрасли, для устойчивого развития которой необходимо поддерживать на должном уровне практические умения и теоретическую подготовку морских кадров. Международный кодекс управления безопасностью (ISM Code) с первых дней своего существования пытается стимулировать как можно более полную отчётность обо всех происшествиях и потенциально опасных ситуациях, предлагая проводить политику отказа от поиска виновных (NO blame culture) или политику доверия (JUST culture).

– Безопасность – постоянная борьба с человеческой натурой и, в принципе, BBS может оказать серьезную поддержку в этой борьбе, одновременно помогая вырабатывать культуру безопасности. Чем больше мы будем знать о том, какие проблемы возникают у моряков при выполнении своих повседневных обязанностей, тем лучше сможем адаптировать профессиональное обучение и, тем самым, усилить безопасность мореплавания, – считают в Российском профсоюзе моряков.

Источник: ЦИА РПСМ