Российский профессиональный союз моряков

Прямая линия

Уважаемые моряки!

Задавая вопрос, укажите, пожалуйста, контактную информацию: имя, адрес электронной почты, должность. Ответ на Ваш вопрос будет размещен на нашем сайте либо направлен на Вашу почту. Администрация сайта гарантирует конфиденциальность Вашей личной информации. Однако редакция sur.ru оставляет за собой право не отвечать на некорректные и анонимные вопросы.

Обращаем внимание, что Российский профсоюз моряков не занимается трудоустройством моряков на суда и не рассматривает анкеты. Со списком сертифицированных круингов вы можете ознакомиться в разделе «Для моряков», далее – «Круинговые компании».

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
24.04.2017

Добрый вечер!

Отработал два контракта на судне под российским флагом с 2015 года, но работодатель категорически не хочет оплатить выходные и праздничные дни. Последний контракт был с января по 28 апреля 2016 года. Я обращался в прокуратуру, в налоговую, в суд – все молчат. Подскажите, что делать?

 

С уважением, Сергей

Отвечает Дмитрий Иванов, юрист БТО РПСМ:

Надо иметь в виду, что Трудовым кодексом РФ устанавливается срок давности, касающийся обращения в суд по вопросу взыскания оплаты за труд. Он составляет один год с того момента, как работник узнал о своём нарушенном праве. Не ошибусь, если скажу, что о нарушении такого права стало известно не в апреле 2016 года, а ещё в 2015-ом, по завершении первого контракта. С момента окончания первого контракта прошло практически два года, поэтому по первому контракту никто уже не поможет. По второму контракту срок давности истекает 28 апреля 2017 года, то есть остаётся всего неделя, чтобы подать заявление в суд. Поэтому необходимо срочно обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании доплаты за работу в выходные и праздничные дни. В суд можно обратиться как по месту регистрации компании, так и по месту стоянки судна в порту. Вы вправе дополнительно попросить суд обеспечить морское требование в виде ареста судна до осуществления окончательных расчётов или до рассмотрения претензий. Есть и другой вариант: обратиться с заявлением в транспортную прокуратуру по месту жительства или по месту нахождения компании о защите трудовых прав на оплату труда в полном объёме. К этому необходимо приложить весь необходимый пакет документов: справку о плавании, контракт о найме и т.д., включая переписку с компанией, если она была. 

21.04.17

Уважаемые представители РПСМ!

Подскажите, какой документ иностранного моряка является основным для пересечения границы РФ иностранным моряком в составе экипажа судна под иностранным флагом?

Смысл вопроса заключается в следующем: пограничная служба порта Новороссийск требует от иностранных моряков предъявлять (а от капитана, соответственно, - декларировать в судовой роли) мореходную книжку как основной документ, с последующим применением законов РФ в отношении основного документа (паспорта) к содержанию, внешнему виду и состоянию документа.  Такой подход ведет к наложению штрафных санкций на моряков, чьи мореходные книжки по объективным или субъективным причинам не соответствуют требованиям (элементарный пример - неограничен срок действия морской книжки или оторванная и подклеенная обложка)

С уважением,

КДП Борисов Владимир Евгеньевич 

Уважаемый Владимир Евгеньевич!

К сожалению, в своем вопросе Вы не указали под каким флагом плавает вышеупомянутое судно.

Однако общий порядок пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской и въезда в Российскую Федерацию". Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Согласно статье 10 ФЗ N 115-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" действительными документами удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Визу для иностранных моряков в данном случае заменяет удостоверение личности моряка, выданное согласно Конвенции N 108 о национальных удостоверениях личности моряков (Конвенция 108) или Конвенции N 185 пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция 185).

Конвенцией 185 для целей пересечения границы предусмотрено удостоверение личности моряка, которое предъявляется вместе с паспортом гражданина.

Для моряков тех государств, которые не ратифицировали Конвенцию 185, но ратифицировали Конвенцию 108, требуется предъявление удостоверения личности моряка, выданное в соответствии с требованиями данной конвенции (вероятно, именно такое удостоверение вы назвали мореходной книжкой) и паспорта гражданина.

Таким образом, пограничникам требуется предъявлять оба документа.

Что касается требования о сроке действия удостоверения личности моряка, то согласно Конвенции 108 установление его не обязательно, а согласно Конвенции 185, удостоверение выдается на срок не более 10 лет, но должно продлеваться по истечении 5 лет. Конкретные требования устанавливаются национальным законодательством.

12-12-2016

Доброго времени суток, хотелось бы задать вопрос по поводу заработной платы.

Работаю 3ПКМ на судне, в данный момент времени находимся в северо -курильской экспедиции. Сегодня, 06.12.2016, пришли расчетные листы и сама зарплата в размере чуть более 40.000 руб. Мой оклад составляет 5708 руб. В прошлом месяце з/п была еще меньше. Собственно вопрос : это нормально? З/п СПКМ не многим отличается от моей, как и у всех матросов. Подскажите, как поступить, чтобы все таки зарплаты соответствовали работе в море на спасательных судах.

С уважением,
Константин

Уважаемый Константин, здравствуйте.

В соответствии с российским законодательством зарплата определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Зарплата не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), либо минимальной заработной платы в субъекте РФ (если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение). С 1 июля 2016 года МРОТ установлен в размере 7500 рублей в месяц.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. В трудовом договоре обязательно должен быть указан размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат. Если в трудовом договоре не установлены конкретные размеры доплат, надбавок и поощрительных выплат, а даны ссылки на положения коллективного договора, соглашения либо локального нормативного акта, определяющих размер и порядок выплат, то работник в обязательном порядке под роспись должен быть ознакомлен с указанными документами.

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность повышения заработной платы работникам при их работе в особых условиях: на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах в местностях с особыми климатическими условиями путем установления доплат и районных коэффициентов к заработной плате. Также трудовое законодательство определяет обязательность установления выплат при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Учитывая особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условия выполнения работы на судне в отношении членов экипажей морских судов работодатели при установлении систем оплаты труда должны предусматривать выплаты;

- за совмещении профессий (должностей);

- за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (работе за недостающего);

- за работу в ночное время;

- за работу сверх нормы рабочего времени при работе по установленному графику несения вахт (выполнения судовых работ) в рабочие и в предпраздничные дни, а также за работу в выходные и праздничные дни суммируются (оплачиваемые суммированные дни отдыха);

- за выполнение сверхурочной, аварийной и авральной работы

- за разрывность рабочего дня (для службы быта);

- доплата до должностного оклада членам экипажа, занятым на работах по обеспечению ремонта и безопасного отстоя судов в случае выполнения работ низшей квалификации;

- за время нахождения в резерве.

Обращаем Ваше внимание, что с 20 августа 2013 года в Российской Федерации действует Конвенция Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), которая регулирует основные условия труда моряков, в том числе и минимальные размеры их оплаты. Требования КТМС касаются судов, выполняющих международные рейсы.

В соответствии с Руководящим принципом В 2.2.4 Конвенции базовая оплата труда или заработная плата за календарный месяц службы квалифицированного моряка должна быть не ниже суммы, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией или иным органом, уполномоченным Административным советом Международного бюро труда.

С 01 января 2016 года размер минимальной месячной заработной платы матроса 1 класса на морских судах установлен в сумме 614 доллара США. Указанная ставка не включает выплат за сверхурочную работу, премий, пособий, оплаченного отпуска или какого-либо иного вознаграждения.

Данные конвенционные нормы применяются ко всем судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил.

Судовладельцы (работодатели) во избежание предъявления к ним претензий при проверке судов в иностранных портах должны учитывать Руководящий принцип В 2.2.4 при установлении заработной платы членам экипажей судов.

В целом, подобные вопросы призваны решать профсоюзные организации на предприятиях. Если вы являетесь членом РПСМ или иного профсоюза рекомендуем обратиться с копией трудового договора в профорганизацию, в которой Вы состоите на учете, для оказания вам юридической помощи.

Если Вы не являетесь членом профсоюза Вы можете вступить в РПСМ в городе, где есть профсоюзная организация. Списки территориальных/региональных и первичных организаций РПСМ вы найдете по ссылкам:

http://www.sur.ru/rpsm/territorialnye-organizatsii

http://www.sur.ru/rpsm/territorialnye-organizatsii-0

Также, если в вашей организации есть активные люди среди экипажей судов, вы можете создать первичную организацию РПСМ для защиты своих прав.

С уважением,
зав. отделом социально-трудовых отношений РПСМ  
Н. В. Бологова

22.11.2016

Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Куда можно обратится с жалобой  о незаконном удержании из зарплаты  денежных средств? Я работал на т/х "Сенатор" компании СП Шиппинг. 

Уважаемый Игорь!

Т\х «Сенатор» ходит под флагом РФ, порт прописки – Таганрог. Судовладелец и работодатель зарегистрированы в Астрахани. Таким образом, Вы можете обратиться:

  1. В транспортную прокуратуру и госинспекцию труда по месту нахождения работодателя, данные которого указаны в трудовом договоре.
  2. К капитану порта по месту фактического нахождения судна.
  3. В федеральный (районный) суд по месту регистрации организации работодателя, либо по месту судна, либо по месту порта прописки судна.

Кроме того, если Вы являетесь членом профсоюза, то можете обратиться за юридической помощью в соответствующую территориальную организацию профсоюза.

 

С уважением,
юрист БТО РПСМ Дмитрий Иванов